Главная » Новости » 9 декабря-международный день борьбы с коррупцией
9 декабря-международный день борьбы с коррупцией
8 декабря 2017

Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию

Понятие коррупции

         Коррупция всё больше становится международной проблемой. Для пропаганды знаний о противодействии коррупции Организация объединенных наций учредила Международный день борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря. Ратифицированная Россией европейская Уголовно-правовая конвенция о коррупции (англ. Criminal Law Conventionon Corruption) относит коррупцию к уголовным преступлениям физических и юридических лиц.

          В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

          Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет отдельного определения. Коррупции может быть подвержено любое  лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

История коррупции

          История возникновения такого явления, как коррупция, восходит к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Но по мере усложнения государственного аппарата появились профессиональные чиновники, которые должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. Однако на практике они стремились воспользоваться положением для тайного увеличения своих доходов. С проблемами коррупции сталкивались все древние цивилизации – египтяне, шумеры, индийцы, иудеи. Мы находим свидетельства этого во многих исторических источниках, в частности, пример наказания за мздоимство приводит Геродот в своей «Истории». Это эпизод из правления (VI век до н. э.), персидского царя Камбиса II:«Отец этого Отана – Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло такими ремнями, Камбис назначил судьей вместо Сисамна,  его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит». («История», Книга Пятая, 25) Этот сюжетный ход стал основой для назидательной картины голландского художника Герарда Давида «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи», написанной в 1498 году. В воспитательных целях картина была помещена в ратушу города Брюгге в зал, где проходили судебные заседания, дабы служить напоминанием судьям об их долге.

В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада.


Иллюстрация: Гюстав Доре

 

Мздоимство упоминается и в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий на Руси принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности. Он произошел в Москве в 1648 году и закончился победой москвичей: царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных министра – глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов. Однако, победу можно назвать условной, так как в результате бунта часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей.

Психология взяточничества

         Что происходит, когда чиновнику предлагают взятку? В это время обращаются именно к нему, признают его способность решить вопрос, поддерживают его компетенцию, профессионализм и должность. Для чиновника взятка – это способ получить подтверждение своей значимости и повышение самооценки. Взяточнику присуще и чувство вины, ведь взяточничество не поощряется в обществе, и он в любую минуту рискует стать изгоем. И это чувство вины не позволяет ощущать эмоции радости и удовлетворения. Поэтому, по мнению психологов, позитивный образ собственного «Я», самопринятие и положительная самооценка создают благоприятный фон для конструктивного поведения личности в сложных ситуациях выбора. Напротив, негативная самооценка оказывает деформирующее воздействие на правовое поведение личности, активизирует комплекс неполноценности и поиск компенсаторных механизмов в виде повышения значимости личности за счет увеличения материальных благ.

Основные принципы противодействия коррупции

       В Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Законом закрепляются принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

          Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

          1)       по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
          2)       по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
          3)       по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

              Согласно  статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции основывается на следующих основных принципах:

1.     Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 
2.    Законность; 
3.     Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 

4.     Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 
5.     Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 
6.     Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 
7.     сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

             Среди предусмотренных законом мер по борьбе с коррупцией можно выделить такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и социальных гарантий муниципальным служащим; создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др. Теперь государственный и муниципальный служащий должен сообщать своему работодателю, в прокуратуру или в иные госорганы обо всех случаях склонения его к получению взятки. Кроме того, их обязали декларировать не только свои доходы и имущество (при этом перечень декларируемых доходов и имущества расширен), но и доходы и имущество своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Муниципальные служащие, владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов должны передать их в доверительное управление.

           В целях осуществления мер противодействия коррупции государство контролирует доходы и расходы государственных и муниципальных служащих. Так, согласно Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащие, замещающие должность государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Профилактические меры по борьбе с коррупцией:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

6) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Прямая линия по вопросам противодействия коррупции.

       В администрации Вознесенского муниципального района помимо установленного графика приема юридических и физических лиц организован «Телефон доверия» по вопросам противодействия коррупции (883178) 6-14-09 по данному телефону Вы можете обратиться с известными Вам фактами коррупционных проявлений.

         Кроме этого можно обратиться с обращением   на электронный адрес почты администрации района korr_vozadm@mail.ru

 

 

Постановления